Сотворение Украины. Как козаки Москву брали, а поляки помогали.

 

Иванов Сергей Васильевич. В смутное время. Лагерь самозванца.

 

Как только границы молодого русского царства начали приобретать все более явственные очертания, попытки Польши отгородить Малую и Белую Русь от православной Москвы с каждым годом ужесточались. К концу XVI столетия завоевание России и подчинение ее Риму стало национальной политикой речипосполитой.

В этой главе рассмотрим, как „рука Москвы“ заставила поляков ублажать Россию самозванцами, а также причины ее неудач - даже тогда, когда Москва сама возжелала отдать царский трон королевскому наследнику Владиславу.

После смерти Ивана Грозного место на престоле занимает его сын Федор (1583), не обладавший нужными качествами для управления государством. При нем был создан регентский совет, который правил страной. Постепенно к власти приходит брат жены Федора – Борис Годунов. В 1586 году русская православная церковь лишилась формальной зависимости от Константинополя и в этом же году было учреждено московское патриаршество. В 1591 при загадочных обстоятельствах умирает второй наследник Ивана Грозного – сын Дмитрий от последней его жены, Марфы. У Федора тоже детей не было и после его кончины Земский собор избирает Бориса Годунова царем, которому удается подписать с Польшей мир на 15 лет.

 

Князь Адам Вишневецкий

В это же время при дворе магната Адама Вишневецкого под бдительным присмотром иезуитов готовится к объявлению якобы выживший царевич Дмитрий. Его предъявляют королю. Самозванному Дмитрию назначается содержание в 40 тысяч злотых в год и, без объявления войны, нарушая мирное соглашение, Сигизмунд позволяет польским господам помогать Дмитрию „вернуть себе свой трон“. 


 

Лжедимитрий — первый «европеец» на московском троне.

 

Господа Вишневецкие, Ружинские, Сапеги пригласили козаков к этому походу, благодаря чему число реестровых резко увеличилось. Самозванец принял католицизм и иезуиты письменно обязали его крестить в римскую веру всю Россию тогда, когда он сядет на московский престол, .

Папа Климент VIII благословляет поход.

Тщетно Замойский, Жулкевский и Збаражский уговаривали Сигизмунда не участвовать в этом нечистом деле. Напрасно царь Борис сообщал Сигизмунду, что беглый монах Гришка Отрепьев обычный прохвост. Эти доводы были безрезультатными, так как намерение поляков и иезуитов было другим; они стали способствовать самозванцу в укреплении его сторонников обещанием жениться на дочери воеводы Мнишека, когда тот сядет на престол.


 

Ежи Мнишек. Сандомирский воевода, поверивший, что Лжедимитрий действительно сын Ивана Грозного

 

Под знаменами самозванца собралось до 1600 шляхты и около 3 000 козаков. В октябре 1604 года Лжедмитрий перешел Днепр, города один за другим открывали перед ним свои ворота.

Выстоял только Новгород Северский, где обороной командовал воевода Петр Басманов. Поляки потерпели также жестокое поражение под Севском, но гарнизон, не воспользовавшись победой, дал возможность вражеским войскам укрепить силы.

Тут пришла весть, что Борис Годунов внезапно умер. Народ присягнул его сыну Федору, тот главнокомандующим войсками назначил Басманова. Видя всюду сомнение и нежелание воевать против Дмитрия, Басманов переходит на сторону самозванца, затем за ним последовало все войско. Феодор был низвергнут, а позднее его, вместе с матерью, убили.

Самозванец с триумфом входит в Москву.

Этим временем, когда одно козацкое войско терзало московское царство, другие козаки дрались с Татарами, третьи ходили грабить турок.

Правление самозванца продолжалось 11 месяцев. Его сгубили презрительное отношение к старорусским обычаям, дружба с поляками и делишки с иезуитами. К тому же, женившись на католичке Марине Мнишек, приехавшей в Москву в окружении численной вооруженной шляхетской свиты , латинского духовенства и иезуитов, негодование народа и духовенства только усилилось.

Высокомерное дворянство своим буйным норовом, пренебрежением ко всему русскому и презрением к православной вере, у московских жителей вызвало сильную ненависть. Бояре распространяли слухи о царе-самозванце, зрел заговор во главе которого стоял князь Василий Шуйский. Утром 17 мая 1606 ударили в набат и Шуйский вступил в Кремль. Первой жертвой заговора стал Петр Басманов. Самозванец хотел спастись бегством, выпрыгнул в окно и сломал ногу. Стрельцы пытались его защитить, но угрозы бояр лишить их свободы, а так же известие, что Марта отреклась от самозванца, убедили их расступиться и Дмитрий был расстрелян. Царем объявили Шуйского.


 

Марину Мнишек подложили Лжедимитрию как гарантию его верности Речи Посполитой и Римскому Папе

Но и он недолго пользовался расположением народа. Уже в следующем году разошлась весть о том, что лжедмитрию удалось выжить и он нашел убежище в Литве. Василий велел с большой помпой перенести труп убитого царевича из Углича в Москву, но это не помогло, ибо народ, привыкший верить разным странным чудесам, начал возмущаться.

Неудавшаяся попытка с первым самозванцем не угомонила творческие потуги поляков и они решили продолжать поиски новых мошенников. Для этой цели нужно было найти подходящего кандидата, похожего на первого героя. Это удалось пану Меховецкому, любимцу убиенного Дмитрия I. Он где то нашел человека - то ли поповича, то ли, по мнению других, еврея. Этот то ли еврей то ли попович, проживающий в древнем городе Стародубе Северском, согласился наречь себя царем Дмитрием и вместе со своим опекуном Меховецким пошел захватывать трон московский. В пути на Москву они встретили жену первого мошенника, Марину, которая возвращалась домой после гибели своего несчастного супруга. Она не колеблясь признала второго прохвоста своим мужем, но, на всякий случай для успокоения своей подмоченной совести, тайно обвенчалась в каком-то попутном костеле.

Вскоре нашлись добровольцы, желавшие поучаствовать в этом деле. Это были господа Ружинский, Сапега, Вишневецкий, Лисовский и Тишкевич с козаками.

Здесь стоило бы остановится на последнем из участников этого похода - Иване Тишкевиче. В Польше в те времена, под влиянием модной тогда реформации, многие приставали к религиозным течениям протестантского толка, одним из которых был унитаризм, отвергающий догмат о Святой Троице. Последователи этого учения называли себя польскими братьями и стояли в оппозиции к католической церкви. Кем родился Тишкевич - Иваном или Яном, неизвестно, ясно только, что он был мещанином из города Бельско Подляского и активным деятелем польского братства, за что судом инквизиции был приговорен к смертной казни. Тышкевича жестоко пытали. Ему вырвали язык за богохульство и отрезали правую ладонь, затем сожгли на площади в Варшаве. Эта показательная казнь состоялась в 1611 году.

Один из множества случаев, показывающий кто был настоящим хозяином польского государства. Невольно вспоминаются слова Тараса Бульбы: „Ну что, сынку, помогли тебе твои ляхи?“

 

Лагерь в Тушино под Москвой.

 

Вернемся к нашей истории.

Главнокомандующим назначили Ружинского. Войско дошло до деревни Тушино под Москвой и там разложилось лагерем. Началась осада Москвы.

Решив, что настал благоприятный час для реализации своих замыслов, верный друг Ватикана Сигизмунд III, поправши мирное соглашение, двинул армию, чтобы захватить Россию для себя самого во имя священной цели обратить всех жителей в католичество. Королевское войско вместе с козаками осаждает Смоленск.

Царь Василий Шуйский высылает дружину под командованием своего брата Дмитрия чтобы отогнать врага от Москвы, но под Клушином Жулкевский со своим отрядом побеждает Дмитрия и шведов, которых царь Василий позвал на помощь. Началась осада Москвы. В городе растет недовольство, царя Шуйского свергают и постригают в монахи.


Король польский Сигизмунд III 

 

Семеро важных бояр возглавили правительство и начали решать, кого избрать царем. Кто то советовал самозванца Дмитрия II. Патриарх Гермоген настаивал, чтобы царем стал кто нибудь из достойных русских дворян, но боярский совет, поддавшись агитации Жулкевского, склонялся в сторону польского королевича Владислава.

Когда польская армия подошла к Москве, сторонники королевича победили. Бояре начали переговоры с Жулкевским и согласились присягнуть Владиславу с условием, что Владислав сам примет решение и с оговоркой, что царская власть будет ограничена боярским советом и мнением высшего духовенства. Немногие добавили требование принять православие.

Для завершения переговоров под Смоленск к королю отправляются послы в сопровождении блистательной свиты во главе с князем Василием Голицыным и ростовским митрополитом Филаретом Романовым, требуя короля уйти от Смоленска, прекращения военных действий, прибытия королевича в Москву и венчания на царство.

Бояре любезно приглашают Жулкевского с войскам в Москву, где тот начинает править от имени Владислава.

Однако Сигизмунт от Смоленска не отходит, сына не отпусуает, а послов задерживает и узниками отправляет в Польшу.

Это событие отрезвило русских. Прозрев в его самоотверженной преданности к Ватикану, распространение вестей о насильственном внедрении унии в Литве и на Руси — все это вызвало в Москве всеобщее возмущение. Москва восстает против поляков. Из двадцати пяти русских городов приходят в помощь люди, но когда ничего не помогло, нижегородский купец и земский староста Кузьма Минин а также князь Дмитрий Пожарский в августе 1612 года, собрав в Нижнем Новгороде ополчение, которое по пути следования превратилось в большую армию, разбили поляков под Москвой. А в октябре столица была полностью освобождена от оккупации польскими интервентами.


 

М. Скотти. Минин и Пожарский. 1850.

 

Сигизмунд спешит на помощь, но уже слишком поздно. Частично он достиг своей цели: спустя 20 месяцев осады Смоленск взят, но он потерял русское царство, готовое отдать корону его сыну.

Поляки, отступая, освобождают из монастыря опального царя Василия Шуйского и его брата Дмитрия, которых Жулкевсий с почестями везет в Польшу. По нынешнее время поляки гордятся этими событиями.

Царь Василий Иванович Шуйский умер в плену — у поляков, в Гостинском замке, близь Варшавы, 12-го сентября 1612 года. Там же умер и брат его, князь Дмитрий Иванович Шуйский. Оба они были погребены в Варшаве, в предместии Краковском, в часовне у церкви Креста Господня. Король Сигизмунд III воздвиг мраморный памятник над этой могилой с латинскою надписью.

Вот надпись из этого памятника, который смело можно назвать монументом цинизма всей западной цивилизации, воздвигаемой на костях порабощенных народов:

«Во славу Царя царей, одержав победу в Клушине, заняв Москву, возвратив Смоленск республике, пленив великого князя московского Василия, с братом его, князем Дмитрием, главным воеводою Российским, король Сигизмунд, по их смерти, велел здесь честно схоронить тела их, не забывая общей судьбы человеческой, и в доказательство, что во дни его царствования не лишались погребения и враги, венценосцы беззаконные». (Русский перевод Н. М, Карамзина, том XII „История государства российского“)


 

Ян Матейко. Василий Шуйский с братьями перед Сигизмундом III. 1892 год

 

Походы на Москву заставляют призадуматься — что же помешало завоевать Россию?

Причины те же, которые в будущем не позволили Польше удержать Русь, подаренную ей Литва, те же, которые не дали полякам создать сильную славянскую страну. Вот как комментирует современник событий тех лет, добромильский староста, католик Щенсны Герберт:

«Какую же пользу имеет король со множества хлопот от народа русского? Ту пользу имеет, что нас, различных народов славянских, есть восемнадцать; все они возлагали спасение своей свободы на королей польских; все они понимали, что народ польский избавит их из тяжкого бремени язычества, все они готовы откликнуться по первому зову короля и народа польского головы сложить. Но сейчас, когда кривду начали чинить народу русскому, стал он нам первейшим неприятелем. Теперь готовы на войне сгинуть, жен и детей своих жечь, как в Смоленске это сделали, чем прийти к согласию с нами кровью своею». (оригинал письма хранится в Вильнюсе).

Высокомерие, религиозный фанатизм поляков, насильственное внедрение униатства, унижение православных обрядов, обиды, причиняемые русинам и их угнетение не позволили завоевать Россию.

Польза от этого цирка с самозванцами была значительной. У народа с глаз слетела шелуха, люди увидели своего врага в лицо. Здесь уместно замечание — в цивилизованной Польше в опасные времена магнаты и шляхта заботятся только о своих карманах. В дикой Москве богачи и бедный люд несут свои состояния и отдают жизни, когда родина в опасности.

В Москве собрались послы со всего царства, чтобы решить, кто будет царем. Выбор пал на Михаила Федоровича Романова, первого монарха из династии Романовых (коронован в июне 1613 года).


Царь Михаил Фёдорович Романов

 

Когда неудачно закончились рейды самозванцев на Москву и Сигизмунд понял, что дело проиграно, решил восстановить идею с возведением на московской престол своего сына. Снарядили новый поход на Россию под началом гетмана Ходкевича.

Русские, несмотря на юный возраст царя, сплотились на защиту страны и выступили против польского войска. Но уже на подступах к Москве, половина состава польской армии уходит из-за неуплаты жалования, в результате чего королевич погибает под Можайском. «Как гончие загоняют медведя, так москали окружили его, голодного и покинутого и если не нынче, то завтра должна бы повториться история на Кремле» - так польский историк оценил этот поход.

 

 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога