Кузница украинского характера.

Чтобы внести ясность, кто на самом деле в те времена был козаком, а кто нет. Была в ходу в народе поговорка, относящаяся к реестровым - "можнейшие пописались козаками, а подлейшие остались в мужиках". Это имело отношение не только к реестровым, но, как писал Николай Ульянов в своей книге "Происхождение украинского сепаратизма", всех людей запорожской школы, численно небольшую, но сплоченную группу, из которой путем естественного отбора рекрутировалось старшинское сословие - "можнейшее из можнейших", самое хищное и пронырливое.

Для козачества - особенно нереестровой его части - подчинение любой государственной администрации было противоестественным во всю пору его существования, как в противостоянии с польской, так после пресловутого воссоединения с русской государственной властью. Несанкционированные походы никак нельзя назвать чем-то освободительным либо борьбой за веру. Это был обыкновенный грабеж, походы за добычей, за редкими исключениями. Таким было восстание Федоровича. Возможно, одной из причин его отношения к народу и вере было то, что он, по происхождению татарин, приняв православие, стал одним из немногих искренне верующих неофитов. К тому же до конфликта с властями у него был довольно приличный послужной список в правительстве и ничего не предвещало о его дальнейшем решении привлечь народ и поднять восстание. Не случайно митрополит Иов Борецкий отправляет в Москву луцкого епископа Исакия принять козаков под свое покровительство.

Чтобы убедиться, что вышеизложенные выводы верны, вернемся к событиям.

В 1635 г. гетман Конецпольский для укрощения козаков в низовьях Днепра основал крепость Кудак. В июле этого же года козаки под предводительством Сулимы возвращаясь из морского похода, увидев новую крепость, взяли ее штурмом и вырезали гарнизон.

Конецпольский выслал отряд реестровых, числом превосходивший войско Сулимы. Они выслали посланника с предложением присоединиться чтобы "разом боронытысь", но Сулима, не доверял им и потребовал присягнуть, что они не задумывают ничего злого. Реестровые писягнули, вошли в окопы, арестовали Сулиму с пятью старшинами и выдали Конецпольскому.


 

Пленников отослали в Варшаву и, по требованию татар и турок, казнили. (Показательный пример козацкого "побратымства и лыцарства").

Гетманом становится Тимоленько.

Конецпольский размещает свое войско на Украине, где, как обычно, солдаты жестоко издеваются над людьми.

Козаки обращаются с жалобами к королю, требуя уплаты жалования. В то же время крымский хан воевал с буджацкими татарами, которые часто грабили Польшу. Хан заключает союз с Польшей. Отряд Павлюка отправяется на помощь к хану и одновременно на сейм убывает делегация с требованием уплаты долга. Поляки посылают комиссию в составе Станислава Потоцкого и Адама Киселя для расследования дела. Выдвинув ряд претензий по возврату Корсуня и возврату орудий, Потоцкий объявил им следующее: "Напрасно бунтуете, панове молодцы; если бы даже речьпосполитая вынуждена была бы обнажить против вас меч, она обнажит его и изгладит имя ваше".

Когда Павлюк вернулся из похода и узнал, что происходит, набегает на Черкассы, забирает пушки и увозит на Запорожье. Разослав среди народа универсалы, в которых сообщалось, что "никто, желающий быть козаком, не должен принуждаться к подданству панам", Павлюк рекрутирует народ. Ему сочувствует часть реестровыых, которые низложили Тимоленька и выбрали на его место Савву Кононовича. Конецпольский утверждает его кандидатуру, но Павлюк захватил Савву и некоторых старшин, которых казнили "за измену казацкому делу". Рада объявляет гетманом Павлюка, ему подчинился и Тимоленько.

Как мы видели раньше, частые набеги на турецкие владения часто вынуждали поляков откупаться "подарками" во избежание войны. Как раз в это время такая делегация направлялась к султану с дарами. Узнав, что вместо того, чтобы при помощи козаков держать турок в повиновении, предпочитали покупать их дружбу данью, Павлюк рассылает универсал, призывая народ к оружию, отправляет на Украину чигиринского полковника Скидана, а сам отправляется на Запорожье собирать силы.

Кто мало-мальски знает и помнит историю, поймет, что подобные желания "держать турок в повиновении" горсткой козаков были больной фантазией команды пиратского шлюпа "держать в повиновении" Британскую империю. Одно дело налет на торговые корабли или прибрежные фактории, другое - полномасштабная война с империей, в то время владеющей половиной Европы и имеющей флот, которого остерегались даже венецианцы, разрушившие Константинополь.


 

Конецпольский приказывает Миколаю Потоцкому стягивать войска, которые тоже бунтовали, не получая жалования. Время было подходящим для нападения на поляков и козаки ожидали Павлюка, который в это время договаривался с ханом о помощи. Хан отказал, а правительство разгадало планы Павлюка.

Решительная битва с козаками произошла под Кумейками. Вытесненные из лагеря, козаки окопались под местечком Боровицы. Потоцкий посылает универсал, в котором предлагает сдаться на милость короля. В козацком лагере начались споры - полковники Скидан и Чечуга уходят из лагеря, бунтуют реестровые, требуя выдать Павлюка, который подстрекнул их а сам ушел на Сечь.

 

Когда Потоцкий приблизился к Боровице, реестровые выдали Павлюка, Тимоленька и Ивана Злого. После этого им приказано было собраться на раду, где комиссары, объявив им утрату прежних прав, назначили новую старшѝну. Козаки под присягой дали письменное обязательство, что будут повиноваться правительству, прекратят морские походы и сожгут лодки. Грамота эта подписана также Хмельницким, которому удалось поднять массы, покачнувшие основы могущества речипосполитой.

Потоцкий, усмирив восставших крестьян в своем имении в Нежине, через несколько дней проезжая через Киев, приказал посадить на кол полковника Кизима с сыном. Павлюка, Тимоленько и Ивана Злого в цепях доставили в Варшаву и казнили.

После казни Павлюка сейм в Варшаве в 1638 году решил уничтожить права и привилегии козаков, обратить в крепостные и принудить к унии.

Между тем польские войска занимают левый берег Днепра. Повсюду торчали виселицы и колы. Народ массово бежал в московское государство, где украинцы получали достаточно земли для поселения; иные по прежнему уходили на Сечь.

В марте 1639 года полковник Мелецкий, приблизившись к границам Запорожья, послал козацких старшин с требованием выдачи Скидана, Чечуги и других предводителей, ушедших из-под Боровицы. Запорожцы арестовали послов. Имея недостаточно сил, Мелецкий не решился атаковать мятежников, к тому же реестровые начали проявлять недовольство. Запорожцы избирают гетманом польского шляхтича Якуба Искру-Остшанина, более известного как Яков Острянин.

 

Весной Острянин и Скидан вышли на Украину и разбивают поляков под Голтвой, но вскоре у Жовнина терпят сокрушительное поражение. Острянину с частью конницы удается переправиться через реку Сулу и уйти в болота. Козаки выбирают предводителем Гуню и продолжали отстреливаться, отражая все приступы Вишневецкого в надежде получить подкрепление от Скидана, но узнав, что на помощь полякам идут свежие силы, сняли лагерь, направились к югу и окопались в развилке речки Старицы и Днепра.

После шести недель осады начались переговоры о мире и Гуня соглашается сдаться на милость короля. Это еще раз доказывает, что козаки подымали оружие не против короля, а против распоряжений польской шляхты и сеймов. Отсюда вывод - если бы козаки получили те же привилегии и свободы, которые имела шляхта, то незачем им было бы больше воевать. Получив то, что они хотели, незачем бы им было подымать "народные восстания" и не случилось бы ничего, что современные апологеты украинства называют "вызвольными рухами", "становлэнням нации" и не возникло украинство как таковое вообще. Речь здесь не идет о какой-либо альтернативной истории или точке зрения. Дальнейшие события доказывают, что козацтво стало тем незаметным зародышем, из которого вылупилась личинка, через два столетия выросшей в политическую секту "украинцы".

Следим за развитием событий и увидим, что так оно и было.

Начав переговоры о мире, Гуня рассчитывал на подкрепление Филоненько, но полякам это стало известно раньше. Был выслан на перехват отряд и Филоненько пришлось бежать. Не оставалось другого выхода, как сдаваться, но Гуня бежал вместе с Филоненьком.

Козаки отправили послов к королю с просьбой о мире. 4 декабря польный гетман собрал их в урочище Маслов Став, где был зачитан ответ короля, в котором указывалось: козаки лишаются всех прежних прав, в том числе и права избрания своих старшин. Вместо этого будут получать назначенных чиновников из шляхты.

Остранин и Гуня удалились в пределы московского царства: с ними ушло также значительное число козаков, селившихся на плодородной равнине нынешней харьковской и курской областей. Как видим, земля, где сейчас стоит город Харьков, в те времена не находилась даже в границах украинных земель, принадлежавших Польше. Потомки бежавших на земли московского царства живут в приграничных с Украиной районах в Курской, Брянской, Воронежской и Белгородской областей. Во многих хуторах Белгородской области есть местность, которую хуторяне называют белой украиной - там до сих пор жители разговаривают на украинском наречии, близкий к полтавскому диалекту. Поводом требований "возврата" этих территорий Украине является то, что там живут украинцы, но откуда они взялись - никто не говорит.


 

Вернемся к истории.

На Украине начинает устанавливаться новый экономический порядок. Магнаты получают в собственность огромные участки земли. Боплан писал, что для одного только коронного гетмана он основал сто сел на территории бывших свободных поселений. Козакам запрещено было даже занятие рыбной ловлей и охотой в новых панских землях. По мере увеличения таких имений в крае насаждалась уния и внедрялись иезуиты. Для того, чтобы имения приносили доходы, нужны были люди, которых привлечь можно было только обещанием льгот на продолжительное время, по истечении которого они становились причиной новых волнений.

Кроме мещан и козаков, имеющих свой интерес, среди высшего сословия находились люди, защищавшие свою веру и народность, но со временем их деятельность проявлялась реже и наконец совсем прекратилась. правда, среди русинской шляхты были еще люди, преданные православию, но двойственность стремлений ограничивала силу их протестов. если их религиозные предпочтения связывали их с русинским народом, экономические выгоды брали верх и приводили к полякам. При возрастающих козацких волнениях многие, для сохранения жизни и имущества, приставали к козакам, но чаще принимали католичество, что мгновенно обеспечивало им права польской шляхты. Чем яростнее восстания, тем более ревностными католиками становятся они. Правда, волынское дворянство просит еще возвратить церкви, но это не из-за преданности к вере, а желание успокоить умы подданных чтобы предотвратить новый мятеж.

Такая перемена в духе сеймовых постановлений доказывает, как быстро происходила ассимиляция русинской шляхты благодаря постановлениям, правам и привилегиям, которыми пользовались католики. Особенно этому способствовало иезуитское воспитание воспитание. С переменой веры русинские паны утрачивали свою народность, усваивая польский дух, язык, нравы и обычаи. Приняв католичество, они уже становились поляками.

Стоит напомнить, что первоначальной задачей унии было поднять русскую униатскую церковь, а с нею и новую русскую народность. Желая парализовать православие, хотели создать новое русское просвещение, но эта задача явилась слишком поздно для ополяченного зажиточного класса. В польской Руси уже не стало людей, по происхождению принадлежащих к высшему классу, лишь с польским языком и правами. Подчиняясь польскому влиянию, этот высший класс уже не нуждался в прежних традициях и относился свысока ко всему русскому.


 

В свою очередь мещанство также не имело нужных сил, знаний умения и влияния чтобы оказывать какое-либо сопротивление и потому со временем все было бы окатоличено и ополячено. Но третья сила - козачество, имеющего виды на народ как на средство достижения своих целей, ломает планы иезуитов, магнатов и власти с огромной скоростью врывается в жизнь угнетенного народа, хитростью и обещаниями призрачной свободы, которую народ не познал никогда, вовлекает в свои авантюры.

Время доказало, что уния, придуманная первоначально для привлечения высшего сословия, не понравилась ему. Панам выгоднее было сразу стать католиками. В конце-концов для обращения оставался только простой народ, который прежде не принимался в расчет. Вот почему новая вера не могла пользоваться таким почетом, как вера панов. Это объясняет, почему будущие конструкторы украинской нации, создавая историю, прежде всего опирались на сермяжную, хлопскую культуру и униатство, воспевании героических походов козаков как противовес к московскому православию и приклеиванием к украинству перекрестившихся аристократов, имеющих к этому народу лишь косвенное отношение.

Итак, с течением времени католическая пропаганда начинала уже достигать намеченной цели - русинская шляхта подчинилась ей и ополячилась. Переманив на свою сторону такие влиятельные рода, как Жолкевские, Сапеги, Чарторийские, Реи и, что еще хуже, Саковичи и Смотрицкие (Милетий Смотрицкий известен как автор "Грамматики", ставшей учебником словесности в русском языке от Западной Украины до Санкт-Петербурга. Мелетий в 1627 году перешел в униатство).

Разлад становился все сильнее, так как дворянство, отрекшись от своей веры и народности, порвало внутреннюю моральную связь с русинским народом, сделалось чуждым по отношении к нему, а власть, которую оно сохраняло над местными крестьянами, получает характер иноземного господства. Отказавшись от своей национальности, русские паны перестают быть представителями русских интересов и теряют свои национальные и исторические традиции.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога